BOilTerminalCycles_INV_LP1. Строительство перевалочного нефтегазового морского терминала. Танкеры для дизельного, реактивного, бункеровочного топлива, сырой нефти, газовозы СПГ. Планирование инвестиций и окупаемости. 1 год. Число циклов.

Описание Области

Область охватывает проектирование и строительство терминала для перевалки сырых нефтей, нефтепродуктов и сжиженного природного газа. В рамках области можно выделить основные задачи, которые необходимо решать совместно при проектировании и строительстве терминала.

  Оптимизация состава оборудования терминала – объемы и состав резервуаров, число и мощность насосов, число и конфигурация пирсов и причалов, исходя из числа и классов танкеров, которые будут его посещать.

  Логистика танкеров за периметром терминала – расписание с учетом времени, расстояния, скорости, времени доставки до пунктов, возврата, оборачиваемости, стоимости. С учетом видов и числа танкеров. Цель: избежать очередей и простоев на погрузку и разгрузку.

  Оптимизация этапов проекта строительства терминала – порядок строительства и ввода в эксплуатацию сооружений и объектов, с учетом сроков и затрат на строительство, ожидаемого эффекта от эксплуатации, включая поэтапную сдачу НПЗ.

  Детальное расписание операций при погрузке и разгрузке, включая процессы при наливе и сливе нефти и продуктов – проводка танкера к причалу, швартовка, установление маршрута перекачки, сама перекачку и ее завершение, отшвартовка и вывод танкера.

  Смешение нефтей и нефтепродуктов на терминале с учетом качества – с учетом времени перекачек, смешения в трубе и резервуаре, закрытие резервуара для отбора проб и паспортизации продукта.

Общий вид нефтеналивного терминала представлен на рисунке:

Рисунок. Общий вид нефтеналивного терминала

Принципиальная схема нефтеналивного терминала представлена на рисунке:

Рисунок. Принципиальная схема нефтеналивного терминала

1 — нефтепродукты; 2 — нефть из магистральных нефтепроводов; 3, 4 — трубопроводы; 5 — узел учета; 6 — очистные сооружения.

Примечание. Далее приведено описание технологического оборудования и процессов для общего знакомства с данной предметной областью, ее понятиями и используемыми терминами. Как профессиональным технологам, так и имеющим общее представление о данной предмете это описание рекомендуется пропустить.

Работу нефтеналивного терминала условно можно разделить на стадии:

Поступление танкеров на терминал

подробнее…

Танкеры, стоящие на рейде вне терминала при получении разрешения на швартовку к определенному причалу ожидают прибытия на танкер лоцмана, который прибывает на лоцманском катере. Затем при проводке к причалу танкер сопровождается буксирами, которые участвуют в его буксировке и кантовке. Состав и число буксиров определяется классом танкера – его размером и вместимостью. Время проводки и швартовки танкера к причалу также зависит от его класса. Для портовых терминалов имеются нормы по времени и количеству буксиров, требующихся для процесса проводки и швартовки.

Основные классы танкеров представлены на рисунке

кратко

Рисунок. Основные классы танкеров по размерам.

Слив с танкеров на причалах

подробнее…

Слив с танкера на причале осуществляется следующим образом.

  Танкер подключается к трубопроводам терминала через стендеры и коллекторы.

Рисунок. Подключение стендеров к пришвартованному танкеру

  Используя задвижки (манифольды), коллекторы и систему трубопроводов терминала устанавливается маршрут перекачки.

  Начинается операция перекачки, которая осуществляется судовыми насосами. Производительность перекачки определяется суммарной производительностью судовых насосов.

  После окончания перекачки линия и трубопроводы могут использоваться для других операций.

кратко

Смешение в резервуарах и перекачки между резервуарами

подробнее…

В процессе эксплуатации между резервуарами резервуарных парков могут осуществляться операции перекачки, в том числе и связанные со смешением продуктов. Смешение близких продуктов может использоваться для получения продукта требуемого качества. Перекачки одного продукта может применяться для освобождения резервуаров, например, при его чистке или ремонте.

Перекачки между резервуарами обычно осуществляются насосами терминала и имеют аналогичную последовательность:

  Установление маршрута перекачки с использованием задвижек и коллекторов

  Перекачка необходимого объема продукта насосами насосных станций

  Окончание перекачки и разрыв маршрута.

Для процессов перекачек между резервуарами терминала, а в особенности разных однотипных продуктов характерны затраты времени на перемешивание продукта для достижения единого качества продукта по всему резервуару, а также «закрытие» резервуара на паспортизацию – отбор проб и проведение анализа качества продукта с формированием паспорта, после чего возможна его отгрузка – налив в танкеры и другие транспортные средства.

кратко

Налив в танкеры на причалах

подробнее…

Налив в танкеры на причале осуществляется следующим образом.

  Танкер подключается к трубопроводам терминала через стендеры и коллекторы.

  Используя задвижки (манифольды), коллекторы и систему трубопроводов терминала устанавливается маршрут перекачки.

  Начинается операция перекачки, которая осуществляется судовыми насосами. Производительность перекачки определяется производительностью задействованных в перекачке насосов терминала, а также ограничений на налив в танкеры, который зависит от его дедвейта.

Рисунок. Налив в танкер на причале и его одновременная бункеровка.

  После окончания перекачки линия и трубопроводы могут использоваться для других операций.

кратко

Отшвартовка и вывод танкера

подробнее…

После окончания операции налива, танкер отшвартовывается с помощью буксиров и затем под руководством лоцмана выводится на рейд. Состав и число буксиров определяется классом танкера – его размером и вместимостью. Время отшвартовки и вывода танкера также зависит от его класса. Для портовых терминалов имеются нормы по времени и количеству буксиров, требующихся для процесса отшвартовки и вывода танкера.

Рисунок. Буксировка танкера

кратко

Особенности Объекта

подробнее…

Модель, представляющая работу терминала, состоит из стадий, соответствующих стадиям области:

  Прихода и слива танкера.

Приход и слив танкера моделируется установкой, содержащей операцию, которая учитывает:

  Суммарное время занятости причала на швартовку, слив и отшвартовку и вывод танкера

  Объем сливаемого продукта, и объем заправляемого топлива в танкер.

  Перекачки и смешения продуктов в резервуарных парках терминала.

Перекачка и смешение продуктов моделируется установкой, которая учитывает объемы смешения исходных продуктов, характеристики процесса смешения (пропорции), затраченное на процесс перекачки, смешения и паспортизации резервуаров время.

  Налив и выход танкера.

Налив и выход танкера моделируется установкой, содержащей операцию, которая учитывает:

  Суммарное время занятости причала на швартовку, налив и отшвартовку и вывод танкера

  Объем наливаемого продукта, и объем заправляемого топлива в танкер.

Для задания цепочек перевалки продуктов добавляются установки, которые связывают в жесткую последовательность приход продукта на одном или нескольких танкерах, требуемые операции смешения и перекачек в терминале и отгрузку продукта на нескольких танкерах, обычно меньшего объема.

кратко

Схема Объекта

подробнее…

Рисунок. Фрагмент потоковой схемы объекта «с именами»

кратко

Особенности Решения S.BOilTerminalCycles_INV_LP1.

Особенности Задачи

подробнее…

Заданы жесткие цепочки – поступления продуктов на танкерах определенного размера, который швартуется к заданному причалу, слив продукции, ее смешение (для сырой нефти) и налив в танкеры заданного размера, которые приходят к определенным причалам.

Все допустимые цепочки заданы, решатель выбирает количество реализованных цепочек за год, учитывая ограничения:

  На общее время занятости причалов – максимальное количество времени, когда причал может использоваться для швартовки, слива и налива.

  На характеристики смешения – пропорция, общее время смешения и паспортизации, баланс по продуктам.

  Баланс по бункеровочному топливу, которое не отгружается, а используется при заправке танкеров.

Критерием является максимум прибыли от перевалки продукции, который обеспечивается разницей между отгружаемой с терминала и поступаемой на терминал продукции (разница в цене 5 – 10%). За счет этого обеспечивается максимально возможный грузооборот терминала.

кратко

Исходные данные

подробнее…

Слив продукции с танкеров на причалах терминала:

Рисунок. Фрагмент формы – стадия, установка, операция, поток

Смешение сырой нефти на терминале, налив в танкеры на причалах терминала.

Рисунок. Фрагмент формы – стадия, установка, операция, поток

Заданные жесткие цепочки поступления и отгрузки продукции, и другие ограничения.

Рисунок. Фрагмент формы – стадия, установка, операция, поток

Поступление продукции на терминал в танкерах.

Рисунок. Фрагменты формы – стадия, емкость

Разгруженные танкеры.

Рисунок. Фрагменты формы – стадия, емкость

Балансы по продуктам в резервуарах терминала и при смешении продуктов.

Рисунок. Фрагменты формы – стадия, емкость

Отгруженная продукция и загруженные танкеры и газовозы.

Рисунок. Фрагменты формы – стадия, емкость

Общее время занятости причалов, время смешения нефтей, объем грузоперевозок.

Рисунок. Фрагменты формы – стадия, емкость

кратко

Результаты решения

подробнее…

Результат расчета в форме – количество выполненных цепочек за год:

Рисунок. Фрагмент формы – стадия, установка, операция, поток

Объемы поступления продукции за год, т.:

Рисунок. Гистограммы изменения состояния емкостей

Стоимость поступленной продукции за год:

Рисунок. Гистограммы изменения состояния емкостей

Объем отгруженной продукции за год, т.:

Рисунок. Гистограммы изменения состояния емкостей

Стоимость отгруженной продукции за год:

Рисунок. Гистограммы изменения состояния емкостей

Объяснения решения

Рисунок. Фрагмент трассы объяснений Решателя LP

кратко